Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.
Как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
С сентября 2023 года на основе федерального проекта «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями, а также с рынком труда.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
Стоимость одного профориентационного тестирования может составлять от 3 000 до 7 000 рублей. Курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоят от 45 000 рублей и это без учета индивидуальной диагностики. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной. Не будем забывать и о том, что в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса.
Первым некоммерческим профориентационным проектом такого масштаба и качества стал «Билет в будущее». Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы.
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российская профориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать, но не космонавтами, банкирами и даже не программистами. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор. Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
На заметку
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя. Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников. Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки.
Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе или ТОП-5 волнующих родителей вопросов
Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты». Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.
ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов:
- Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
- Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области:
- Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости все начинать сначала уже будучи профессионалом. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития.Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
- Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!
Немного о курсе
Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте.
Фестиваль педагогических идей "Вместе к успеху: эффективные практики наставничества"
22 октября 2024 г. в МАОУ «Школа №109 имени М.И.Абдуллина» прошел фестиваль педагогических идей «Вместе к успеху: эффективные практики наставничества в образовательных организациях Орджоникидзевского района города Уфы».
Организатор Фестиваля – Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа. Участниками Фестиваля стали руководители общеобразовательных организаций, заведующие дошкольных образовательных организаций, советники директоров по воспитательной работе, заместители директоров, курирующих направление «Одаренные дети», учителя-наставники, молодые педагоги.
Директор МАОУ «Школа № 109 имени М.И. Абдуллина», Ольга Вячеславовна Габдуллина, выступила с приветственным словом, ознакомилагостей с современными подходами к наставничеству в школе.
Яковец Александр Владимирович, заведующий отделом МБОУ ДО ДЦТКиЭ «Зенит»;ШагиеваРэзанэтРинатовна, заведующий отделом МБОУ ДО ДЦТКиЭ «Зенит», Еремеева Татьяна Владимировна, председатель Орджоникидзевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, провели торжественную церемонию награждения победителей III туристско - краеведческого слета имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина, Фестиваля «Здоровье-2024».
В рамках Фестиваляпедагогических идей были организованы и проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия, мастер-классы, дискуссионные площадки.
Заместитель директора по воспитательной работе Казакова Анастасия Александровна и ее наставник АхметсафинаАйгульХайретдиновна, провели мероприятие, посвященное 105-ти летию со дня рождения Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина.
Зиева Алина Романовна, молодой специалист, и наставник Насырова Марина Николаевна подготовили и провели внеклассное мероприятие по ПДД «Светофор» для учащихся 1 класса. Ребята познакомились с понятиями "светофор" и "регулировщик", научились распознавать сигналы регулировщика, узнали много нового об истории светофора. Обучающиеся 5-х классов поделись знаниями с первоклассниками. Для этого они подготовили сценки о значимости соблюдения правил дорожного движения и роли регулировщика на дороге.
На уроке английского языка в 4А классе были использованы современные методики и технологии. Антипина Анна Владимировна, молодой специалист, учитель английского языка и наставник Самарханова Марина Владимировна смогли вовлечь в учебный процесс не только обучающихся, а также гостей открытого урока.
Корнишина Дарья Дмитриевна, молодой специалист, учитель начальных классов с наставником Зайнитдиновой Таисией Сергеевной провели внеклассное мероприятие во 2 классе "Все профессии нужны, все профессии важны". Ребята в увлекательной форме узнали о профессиях, обсудили устаревшие и вечные профессии.
Яминева Юлия Зульфатовна, социальный педагог и наставник Яушева Ольга Александровна провели классный час «Правила общения в коллективе». На мероприятии учителя не только привили навык правильного общения в игровой форме, но наглядно продемонстрировали грамотное взаимодействие наставника и молодого специалиста.
Советники директоров по воспитательной работе посетили Церемонию посвящения обучающихся 5-х классов в ряды «Движение первых», организованную молодым специалистом школы Приваловой Миленой Владимировной и наставником Кудряшовой Инной Леонидовной. Спикером дискуссионной площадки выступила Мазнева Анастасия Игоревна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «Центр образования № 76», участники обсудили вопросы участия в грантовых конкурсах.
Топольникова Наталья Николаевна, доцент кафедры права, обществознания и социального управления ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», была спикером дискуссионной площадки руководителей общеобразовательных организаций, выступила с докладом «Роль системного мышления в деятельности руководителя».
Кудринская Оксана Михайловна, директор МБОУ ДО ЭБЦ «ЛидерЭко», выступила на дискуссионной площадке заведующих дошкольных образовательных организаций с темой «Создание благоприятного климата в организации для взаимодействия».
Спикером площадки заместителей директоров, курирующих направление «Одаренные дети», стала директор Центра образования № 69, кандидат исторических наук, доцент Ирина Зуфаровна Шаяхметова, представившая организационно-методическую модель всероссийской олимпиады школьников в школе. Учитель испанского языка Центра образования № 69 и наставник победителя регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по испанскому языку Екатерина Сергеевна Сергейчева представила собственную методическую мастерскую наставника ВсОШ. Опытом участия во всеросе 2023 – 2024 учебного года по испанскому языку поделилась обучающаяся 10 класса Центра образования № 69 Надежда Тюфякова.
Альмухаметова Лилия Гайсиевна, тренер по чтению и скорочтению, руководитель клуба «СуперУм», побеседовала с учителями-наставниками на тему личного бренда преподавателя. Мастер-класс для учителей наставников провела учитель начальных классов, учитель-наставник, учитель высшей квалификационной категории, Отличник образования Республики Башкортостан Гуряева Екатерина Борисовна. Целью мастер-класса было в дискуссионной форме (в процессе групповой работы) обсудить стратегически важные вопросы в построении работы «наставник-молодой специалист». Получился интересный и продуктивный диалог. Коллеги обсудили кодекс наставника, ключевые трудности стажера, нарисовали словесный психологический и профессиональный портрет наставника и многое другое. В качестве инструментария по итогам занятия каждый участник получил шаблон по составлению плана наставника, а также полезные методические и практические рекомендации.
Дискуссионная площадка «Школа молодого педагога» оставила массу положительных впечатлений. Хафизова Анастасия Викторовна, главный специалист по экономическому анализу Башкирской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации ознакомила с правовыми аспектами молодого специалиста. Алексеева Мария Сергеевна, молодой специалист, победитель в номинации «Педагогическая надежда» республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана – 2024», учитель математики МАОУ Школа № 116 им. С.Х. Бикеева поделилась опытом участия в конкурсе профессионального мастерства. Хижняк Анна Сергеевна провела мастер-класс на тему: " Как стать успешным учителем.", особенностью которого стала игра молодых специалистов по созданию сценического образа учителя и учеников современной школы,их действия на уроке и создание собственного текста с использованием профессионализмов во время представления.
Организация и проведение Фестиваля педагогических идей содействует тиражированию позитивного ценного педагогического опыта и повышению качества образования в целом.