Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.
Интервью на тему профориентации в современной школе
Мы взяли интервью на тему профориентации в современной школе у заместителя директора по учебно воспитательной работе МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» ГО г. Уфа, педагога-психолога высшей категории Хижняк Анны Сергеевны.
-Здравствуйте. Расскажите немного о себе.
-Меня зовут Анна Сергеевна, в сфере образования работаю 12 лет: начинала свою педагогическую деятельность музыкальным руководителем по классу фортепиано в двух дошкольных учреждениях, спустя год устроилась по специальности - учителем русского языка и литературы. За время работы в школе я поняла, что я должна уметь видеть школу с разных сторон, изучить изнутри все ее потребности, интересы родителей, педагогов, обучающихся, научиться помогать всем участникам образовательного процесса. Так появился интерес к диагностикам, коррекционно-развивающим занятиям, разработкам методических материалов, получила дополнительное образование, стала педагогом-психологом. За 5 лет работы психологом я успела поучаствовать в различных конкурсах, мероприятиях и проектах, одним из которых стала реализация проекта в школе «Билет в будущее». Как педагог-навигатор за два года участия в проекте я провела по дороге ранней профориентации 195 учащихся 6-11 классов, который реализовывался при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Профориентация очень важна для детей,- это цель на успех каждого ребенка в профессии будущего, потому наша школа ответственно готовит ребят к выбору профессии, расширяем инструменты профориентации с привлечением специалистов колледжей и высших учебных заведений, формируем персонально каждому рекомендации в зависимости от осознанности, интересов и способностей, по результатам современных психологических диагностик.
Наша школа использует все доступные методы профориентации: проводит профориентационные уроки, психологические диагностики (в том числе совместно с центром «Маяк») , организуем экскурсии на предприятия и учебные заведения, мастер-классы, профессиональные пробы, посещаем фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы на ВДНХ, приглашаем на классные часы людей разных профессий, добившихся высот в своем направлении. Самое интересное для ребят , конечно же, многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа «Билет в будущее», здесь можно найти много полезного материала, раскрыть свои таланты и осознанно выбрать карьеру.
Проект «Билет в будущее» для МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» стал традицией , по-настоящему объединил школьников, родителей и учителей нашей школы в уникальном сотрудничестве, привел к достижению единой цели -помочь нашим детям решить сложную задачу в выборе профессии. Я же как педагог-навигатор -источник вдохновения, открывающий мир знаний, формирующий взгляд, интересы к будущему, потому отказываться от такой прекрасной возможности поучаствовать в проекте нельзя! В прошлом году я вошла в ТОП-5 лучших педагогов-навигаторов по Республике Башкортостан, благодарна организаторам проекта за доверие, возможность участия в масштабных мероприятиях, повышение квалификации.
Профориентолог учит думать, мечтать и верить в свои силы и возможности получить лучшее от этой жизни! Одним из достоинств проекта «Билет в будущее» является то, что курс подходит для семей с разным опытом и подходом к воспитанию. Совместно с Администрацией школы нам удалось построить «дорожную карту» поддержки в выборе профессии и образования, снизить тревожность за будущее профессиональное определение обучающихся. Так участниками проекта стали даже дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а это значит, проект ломает барьеры на пути к своей мечте, к выбору профессии. Возможности проекта «Билет в будущее» огромны, несомненно, каждый участник определится с выбором.
Своевременно проводятся родительские собрания, изучается система профессионального образования и ее уровни, ее формы: СПО и профессионалитет, направления в ВУЗе, перспективы и возможности поступления; как изучать высшие учебные заведения и колледжи, работать с агрегаторами, где брать нужный материал, чтобы изучить построение образовательной траектории; отправляются информирования об этапах реализации проекта. Родители с удовольствием дополняют наши действия, помогают ребенку принять взвешенное решение.
Каждый человек сталкивается с трудностями при выборе будущей профессии. Современная школа не может допустить того, чтобы дети были предоставлены сами себе, их обязательно нужно направлять, помогать им, рекомендовать лучшие учебные заведения, знакомить с профессионалами своего дела, любить страну, любить профессии, востребованные сегодня.
Опираясь на результаты реализации проекта в нашей школе, по завершении курса «Билет в будущее» наши дети улучшили взаимоотношение и понимание с учителями , поступили в нужный колледж и ВУЗ, получили знания о психологии подростков и эффективных методах поддержки при выборе профессии, научились разбираться в трендах на рынке труда ( с нами сотрудничают специалисты центра занятости населения).
Чтобы дети были уверены в завтрашнем дне, были довольны своим выбором профессии, их нужно мотивировать – утверждать, что выбранная профессия соответствует интересам и способностям ребенка, его поддерживают учителя и родители, он легко справляется с профессиональными пробами, а, главное, любимая работа в будущем будет приносить стабильную заработную плату. Все сказанное должно исходить от сердца, честно, без фальши…
Большое значение имеет профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка. Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Изучение характерных особенностей личности, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, склонностей и способностей, профессиональной направленности, профессиональных намерений, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья обучающихся осуществляется только по согласию родителей (законных представителей) . Для родителей проводятся родительские лектории, собрания, беседы ( в том числе дистанционно).
Эффективность профориентации в МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» определяется мерой соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога-навигатора. Достижение цели возможно и оправдано при активной целенаправленной работе, при формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающим их интересам, возможностям, потребностям нашего города, республики и страны. Чем больше число обучающихся выбирают рекомендованные профессии и довольны выбором, тем самым выше действенность нашей профориентационной работы.
Я думаю, сегодня необходимо делать акцент на наиболее перспективные профессии ближайшего будущего, ведь уровень осведомленности о них на низком уровне. Вести профориентационную деятельность в школе очень ответственно, нелегко, требуется много времени на подготовку занятий, написание конспектов, составление диагностик, организацию очных встреч с представителями разных профессий, написание отчетов, планирование дня школьников ( посещение проб и экскурсий и др.). Эффективно реализовывать программы мешает большая учебная нагрузка учащихся ( дети стараются заниматься дополнительно), в идеале подросток должен быть активным, но успешно ориентироваться в мире профессий не всегда удается в связи с состоянием здоровья, личностных качеств учащихся, такие дети полагаются только на самих себя или непрофессиональную помощь родителей или друзей (нестабильные всплески интереса к профессии и труду, отсутствие навыков определения своих предрасположенностей, затрудненная оценка своих перспектив, гнетущая необходимость нести ответственность за свой выбор). По итогам реализации проекта «Билет в будущее» все участники самостоятельно выявляли значимые именно для них смыслы определенной деятельности-это нас радует!
Задача МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина»-охватить все вопросы самоопределения, рассказать о самых востребованных профессиях направлениях рынка труда, дать максимально полезные практические советы, смоделировать личный образовательно-профессиональный маршрут! Мы продолжим участие в проекте «Билет в будущее», наши дети-наше будущее! Будущее должно быть достойным!
График проведения муниципального этапа ВсОШ в 2024-2025 учебном году
Как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
С сентября 2023 года на основе федерального проекта «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями, а также с рынком труда.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
Стоимость одного профориентационного тестирования может составлять от 3 000 до 7 000 рублей. Курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоят от 45 000 рублей и это без учета индивидуальной диагностики. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной. Не будем забывать и о том, что в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса.
Первым некоммерческим профориентационным проектом такого масштаба и качества стал «Билет в будущее». Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы.
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российская профориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать, но не космонавтами, банкирами и даже не программистами. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор. Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
На заметку
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя. Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников. Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки.