Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.
Интервью на тему профориентации в современной школе
Мы взяли интервью на тему профориентации в современной школе у заместителя директора по учебно воспитательной работе МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» ГО г. Уфа, педагога-психолога высшей категории Хижняк Анны Сергеевны.
-Здравствуйте. Расскажите немного о себе.
-Меня зовут Анна Сергеевна, в сфере образования работаю 12 лет: начинала свою педагогическую деятельность музыкальным руководителем по классу фортепиано в двух дошкольных учреждениях, спустя год устроилась по специальности - учителем русского языка и литературы. За время работы в школе я поняла, что я должна уметь видеть школу с разных сторон, изучить изнутри все ее потребности, интересы родителей, педагогов, обучающихся, научиться помогать всем участникам образовательного процесса. Так появился интерес к диагностикам, коррекционно-развивающим занятиям, разработкам методических материалов, получила дополнительное образование, стала педагогом-психологом. За 5 лет работы психологом я успела поучаствовать в различных конкурсах, мероприятиях и проектах, одним из которых стала реализация проекта в школе «Билет в будущее». Как педагог-навигатор за два года участия в проекте я провела по дороге ранней профориентации 195 учащихся 6-11 классов, который реализовывался при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Профориентация очень важна для детей,- это цель на успех каждого ребенка в профессии будущего, потому наша школа ответственно готовит ребят к выбору профессии, расширяем инструменты профориентации с привлечением специалистов колледжей и высших учебных заведений, формируем персонально каждому рекомендации в зависимости от осознанности, интересов и способностей, по результатам современных психологических диагностик.
Наша школа использует все доступные методы профориентации: проводит профориентационные уроки, психологические диагностики (в том числе совместно с центром «Маяк») , организуем экскурсии на предприятия и учебные заведения, мастер-классы, профессиональные пробы, посещаем фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы на ВДНХ, приглашаем на классные часы людей разных профессий, добившихся высот в своем направлении. Самое интересное для ребят , конечно же, многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа «Билет в будущее», здесь можно найти много полезного материала, раскрыть свои таланты и осознанно выбрать карьеру.
Проект «Билет в будущее» для МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» стал традицией , по-настоящему объединил школьников, родителей и учителей нашей школы в уникальном сотрудничестве, привел к достижению единой цели -помочь нашим детям решить сложную задачу в выборе профессии. Я же как педагог-навигатор -источник вдохновения, открывающий мир знаний, формирующий взгляд, интересы к будущему, потому отказываться от такой прекрасной возможности поучаствовать в проекте нельзя! В прошлом году я вошла в ТОП-5 лучших педагогов-навигаторов по Республике Башкортостан, благодарна организаторам проекта за доверие, возможность участия в масштабных мероприятиях, повышение квалификации.
Профориентолог учит думать, мечтать и верить в свои силы и возможности получить лучшее от этой жизни! Одним из достоинств проекта «Билет в будущее» является то, что курс подходит для семей с разным опытом и подходом к воспитанию. Совместно с Администрацией школы нам удалось построить «дорожную карту» поддержки в выборе профессии и образования, снизить тревожность за будущее профессиональное определение обучающихся. Так участниками проекта стали даже дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а это значит, проект ломает барьеры на пути к своей мечте, к выбору профессии. Возможности проекта «Билет в будущее» огромны, несомненно, каждый участник определится с выбором.
Своевременно проводятся родительские собрания, изучается система профессионального образования и ее уровни, ее формы: СПО и профессионалитет, направления в ВУЗе, перспективы и возможности поступления; как изучать высшие учебные заведения и колледжи, работать с агрегаторами, где брать нужный материал, чтобы изучить построение образовательной траектории; отправляются информирования об этапах реализации проекта. Родители с удовольствием дополняют наши действия, помогают ребенку принять взвешенное решение.
Каждый человек сталкивается с трудностями при выборе будущей профессии. Современная школа не может допустить того, чтобы дети были предоставлены сами себе, их обязательно нужно направлять, помогать им, рекомендовать лучшие учебные заведения, знакомить с профессионалами своего дела, любить страну, любить профессии, востребованные сегодня.
Опираясь на результаты реализации проекта в нашей школе, по завершении курса «Билет в будущее» наши дети улучшили взаимоотношение и понимание с учителями , поступили в нужный колледж и ВУЗ, получили знания о психологии подростков и эффективных методах поддержки при выборе профессии, научились разбираться в трендах на рынке труда ( с нами сотрудничают специалисты центра занятости населения).
Чтобы дети были уверены в завтрашнем дне, были довольны своим выбором профессии, их нужно мотивировать – утверждать, что выбранная профессия соответствует интересам и способностям ребенка, его поддерживают учителя и родители, он легко справляется с профессиональными пробами, а, главное, любимая работа в будущем будет приносить стабильную заработную плату. Все сказанное должно исходить от сердца, честно, без фальши…
Большое значение имеет профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка. Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Изучение характерных особенностей личности, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, склонностей и способностей, профессиональной направленности, профессиональных намерений, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья обучающихся осуществляется только по согласию родителей (законных представителей) . Для родителей проводятся родительские лектории, собрания, беседы ( в том числе дистанционно).
Эффективность профориентации в МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина» определяется мерой соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога-навигатора. Достижение цели возможно и оправдано при активной целенаправленной работе, при формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающим их интересам, возможностям, потребностям нашего города, республики и страны. Чем больше число обучающихся выбирают рекомендованные профессии и довольны выбором, тем самым выше действенность нашей профориентационной работы.
Я думаю, сегодня необходимо делать акцент на наиболее перспективные профессии ближайшего будущего, ведь уровень осведомленности о них на низком уровне. Вести профориентационную деятельность в школе очень ответственно, нелегко, требуется много времени на подготовку занятий, написание конспектов, составление диагностик, организацию очных встреч с представителями разных профессий, написание отчетов, планирование дня школьников ( посещение проб и экскурсий и др.). Эффективно реализовывать программы мешает большая учебная нагрузка учащихся ( дети стараются заниматься дополнительно), в идеале подросток должен быть активным, но успешно ориентироваться в мире профессий не всегда удается в связи с состоянием здоровья, личностных качеств учащихся, такие дети полагаются только на самих себя или непрофессиональную помощь родителей или друзей (нестабильные всплески интереса к профессии и труду, отсутствие навыков определения своих предрасположенностей, затрудненная оценка своих перспектив, гнетущая необходимость нести ответственность за свой выбор). По итогам реализации проекта «Билет в будущее» все участники самостоятельно выявляли значимые именно для них смыслы определенной деятельности-это нас радует!
Задача МАОУ «Школа № 109 им. М.И. Абдуллина»-охватить все вопросы самоопределения, рассказать о самых востребованных профессиях направлениях рынка труда, дать максимально полезные практические советы, смоделировать личный образовательно-профессиональный маршрут! Мы продолжим участие в проекте «Билет в будущее», наши дети-наше будущее! Будущее должно быть достойным!